«7 дней» 3-9 марта 2008 года
Светопредставление
Олег Харитонов: «Кольца для любимых я делал сам»
В родном Петербурге у актера Олега Харитонова было все: большая квартира, главные
роли в театре, обожание поклонников и признание секс-символом. Но он решил покинуть северную столицу и переехать в Москву, чтобы начать новую жизнь и быть рядом с любимой девушкой.
Роман Олега и Маши начался на сцене. Она — московская актриса — приехала на
традиционный капустник в питерский театр «Приют комедианта», в котором служил Олег Харитонов. Спектакль с его участием там «Как пчелы в меду» гремел на весь город, а сам он успевал еще вести концерты, славясь, как талантливый конферансье. «Это у меня еще со школы, — смеется актер, — там я все время сыпал шутками, веселил одноклассников, мог прямо во время урока что-то смешное выкрикнуть, за что постоянно по поведению имел «двойки». В армии был ведущим смотров художественной самодеятельности, вызывая у всех улыбку одним своим появлением». Так было и в этот раз: Олег вел концерт с участием Маши — приглашенной столичной звезды. «Мне она понравилась с первого взгляда, просто как током пронизало, — признается артист, — я еще не знал о ней ничего, но уже влюбился». Совместная работа на сцене, общение за кулисами, а потом, как в песне: «Встреча была коротка, в ночь ее поезд унес». И не было бы, возможно, никого продолжения знакомства, если бы спустя пару месяцев Олег Харитонов не получил очередное предложение сняться в сериале. «Представляете, каково было мое изумление и радость, когда на съемочной площадке я встретил Машу! — говорит Олег, — и тут уже я твердо решил добиваться ее расположения. Романтический ужин, свидания, признания, объяснения — все, словно в первый раз, хотя я давно разменял третий десяток лет. Поездки друг к другу каждую неделю, огромные суммы телефонных счетов за долгие междугородные переговоры — так сильно тянуло друг к другу. А вскоре я решил переехать в Москву, чтобы быть всегда с Машей». В столице Олега Харитонова были готовы принять в труппу сразу два коллектива — драматический имени Станиславского и академический театр имени Маяковского. Олег выбрал последний, и сразу же его ввели в два сложных спектакля — «Братья Карамазовы» и «Чума на оба ваши дома». Но еще целый год он продолжал ездить в Санкт-Петербург, чтобы играть в полюбившейся питерцами постановке. В столице, меж тем, все пошло очень успешно: режиссеры наперебой звали Олега сниматься и за три года он сыграл в десяти фильмах. Хорошо зарабатывал и даже начал строить собственный дом в Подмосковье, надеясь, после свадьбы с Машей переехать туда. Но после трех лет отношений и идиллии они вдруг расстались. «Я думаю, что наши чувства так сильно и резко вспыхнули, что оттого и перегорели, — размышляет актер, — оказалось, любовь на расстоянии и совместная жизнь — вещи разные. И сегодня мое сердце вновь свободно. Хотя мысль о том, кого же я введу в новый дом, который вот-вот дострою, не покидает меня. Да и родителей хочется порадовать, наконец, внуками». Мама Олега — Юлия Васильевна — замечательно рисует, ее натюрморты украшают все стены в доме. Отец — всемирно знаменитый медальер Рэм Харитонов. Более сотни его медалей и плакетов хранятся в Эрмитаже, Русском и Историческом музеях. Это значки его работы с эмблемами Петербурга, Сочи и других городов украшают альбомы фалеристов по всей страны. Рэм Владимирович, кроме этого, славится и как ювелир, чьи броши, ожерелья и подвески из золота и бриллиантов вызывают неизменные восторги на международных выставках. «Наверное, потому, что с раннего детства видел отца за тончайшей ювелирной работой, постоянно просиживал в его мастерской, я и сам заинтересовался этим искусством, — говорит Олег, — начал создавать авторские украшения из серебра. И каждой своей новой девчонке я делал собственноручные подарки: кольца, серьги, кулоны со вставками из рубинов и малахитов. Их восторгу не было предела, я же был доволен, что могу, как отец, создавать красивые, ажурные вещи». Но пойти по его стопам и поступать в художественное училище Олег не захотел: «С пятого класса, когда мама отвела меня в Театр юношеского творчества, я мыслил себя, только как актер. Причем не обязательно драматический, но и музыкальный — несколько лет был солистом детского хора
ленинградского радио и телевидения, а по окончании института театра, музыки и кинематографии получил сразу две специальности — «актер драмы» и «актер музыкального театра». Наверное, благодаря этому меня пригласили в знаменитый Театр рок-оперы, где доверили роль графа Резанова в спектакле «Юнона» и «Авось». Был, правда, у актера период, когда он едва не изменил искусству со спортом, занявшись яхтспортом и совершая походы под парусом по Финскому заливу в Стрельне. А позже на смену морским путешествиям Олега Харитонова пришли автомобильные. «В начале девяностых, когда все актеры переживали перестроечное безвременье — театры пустовали, а кино не снималось — я, в погоне за свежими впечатлениями и эмоциями, отправился через всю Европу… автостопом, — вспоминает актер, — получил визу и за три месяца проехал от Беларуси до Испании. Ночевал в дешевых придорожных мотелях, заезжал погостить к друзьям в Париж, Амстердам, Берлин, гулял там по музеям, паркам, дворцам, и ехал дальше». И долго бы он продолжал кататься, мечтая увидеть еще и Азию, если бы не звонок режиссера Ивана Щеголева, предложившего Олегу попробовать себя в кино и сыграть Хазу в детективном триллере «Смотрящий вниз». С тех пор у Олега Харитонова было много разных образов на экране — и любовник-аристократ в «Талисмане любви», и учитель биологии в «Громовых», и «Настоящий Дед Мороз» в одноименном сериале — но все равно среди режиссеров считается, что лучше всего ему удаются роли в лентах с криминальным оттенком. Только что, например, на телеканале НТВ с успехом показали две части сериала «Паутина», в котором Олег снялся в главной роли — капитана милиции Федора Туманова, распутывающего бандитские и чиновничьи коррупционные сети. Несмотря на драматизм и серьезность образа, не обошлось на съемочной площадке и без курьезов. «В одной из серий мне по роли надо было позвонить по мобильному телефону и вызвать оперативную группу на место преступления, — вспоминает актер, — ассистент мне дает в руку трубку, режиссер командует «Мотор, съемка!», я нажимаю какие-то кнопки и по сценарию, говорю: «Здесь двойное убийство, надо срочно вызвать оперативную группу». У меня на форму пристегнут незаметный микрофон-петличка, благодаря которому по громкой связи на площадке слышно все, что произношу я и что отвечают мне в трубку. А там — ошарашенный, испуганный голос: «Где убийство? Кого убийство? Как убийство?». Оказалось, что я набрал какой-то реальный номер! Но мне надо продолжать монолог — камера-то работает! — потому и извиниться перед этим напуганным человеком, объяснить ему все я не могу. Люди вокруг наш разговор слышат, хохочут, но мне надо оставаться серьезным, держать драматизм момента. Договорил до конца, нажал «отбой» на телефоне и только тогда смог рассмеяться абсурдности ситуации. Зато, эту сцену сняли с первого дубля, правда, пред тем неизвестным собеседником мне было стыдно». После окончания съемок шестнадцати серий «Паутины» у Олега Харитонова на отдых выдалось всего пара недель, ведь полным ходом идет работа над еще двумя лентами, которые в этом году должны выйти на экран — «Воротилы» и «Ответный ход». «Мне порой не верится, что за первую роль в кино я получил всего 150 долларов, да и те пришлось потратить на билет из Питера в Москву — на съемки и обратно. — признается Олег, — Сегодня мне кажется, что жизнь удалась: занимаюсь любимым делом, работаю со знаменитыми актерами и режиссерами. И каждый раз говорю судьбе: «Спасибо за то, что у меня есть, грех было бы что-то еще просить».
Феликс ГРОЗДАНОВ
Фото Андрей УСОВ
|