«Панорама ТВ» 28 февраля 2008
Олег Харитонов: «Я абсолютно согласен с Тумановым».
Федор Туманов из сериала «Паутина» телеканала НТВ - благородный опер из убойного
отдела. Таких парней в реальной жизни днем с огнем не сыщешь. Его сыграл актер
Московского театра имени Маяковского Олег Харитонов.
- В начале фильма ваш герой уходит от жены. Она предпочла ему другого, а он
оставляет ей свою квартиру. Первая мысль: какой благородный жест! Но в подсознании проскальзывает и другая: ну и лох же этот Туманов!
-В этом поступке смешиваются и обида, и благородство, но благородства, конечно, в нем больше. Туманов – человек, который по-настоящему увлечен своей работой. К тому же его жизненная позиция – борьба за справедливость. Думаю, когда он был еще ребенком, его отец из-за какой-то неправды погиб. Так в нем родилось обостренное чувство справедливости.
-Разве в ленте это просматривается?
-Нет. Я сам так про Туманова придумал. Поэтому он и работает в таком месте, не берет взяток и является достаточно благородным и по современным меркам немодным человеком. Лох ли он? Для определенных людей это может быть и так. Но у меня есть ощущение, что приблизительно такой образ был в голове у людей в советское время, когда они представляли, каким должен быть сотрудник милиции. Уверен, что такие люди есть и сейчас. Собственно, я Туманова таким и делал. Думаю, мы похожи с ним отношением к несправедливости. В этом смысле мне не пришлось претворяться: я с Тумановым абсолютно согласен.
-Даже с тем, что во имя своего благородства он предпочитает стать бездомным?
-Но в фильме же друг Туманова Греков говорит: «Сафонов живет с твоей женой в твоей квартире». А раз там есть мужчина, то он каким-то образом эту проблему решит. И квартира Туманова никуда не денется. Это скорее временное решение проблемы. Он сам уходит, а не жену выгоняет на улицу. По-моему, это абсолютно нормальный поступок.
- Вы бы, как ваш герой, смогли бы простить измену жены?
-Нет, он спрашивает: «А если бы я простил тебя?..» Но Туманов действительно способен простить. Смог бы я? Не знаю. Дело в том, что я никогда не был женат. Жизнь складывалась таким образом. Когда-то была одна несчастная любовь, потом другая, но уже по отношению ко мне…
- А у вас в семье милиционеров не было?
-Нет, у меня папа – скульптор, мама химик-технолог, живут в Петербурге.
-Так вы оттуда родом?
-Да. Одного из моих предков, белого офицера, утопили на барже в Крыму. Нашему роду принадлежал дом на Невском проспекте. Сейчас там какое-то учреждение.
-Помнится, Туманов бросился один против четырех бандитов. А вы можете вступить в бой, если перевес сил не на вашей стороне?
-Хотите честно? Думаю, на это способен каждый человек. Был ли в моей жизни случай, когда я бросался на четырех? Нет, но на двоих было. Я шел с девушкой, а ее оскорбили другие мужчины, которые явно превосходили меня габаритами. Но в подобный момент в тебе поднимается такая энергия, что ты можешь справиться и с двумя, и с тремя.
-Ваш отец – скульптор. По его стопам не потянуло?
-Чуть-чуть в детстве увлекался, но не сильно. У меня усидчивости нет. И потом, чтобы быть скульптором, нужно любить материал, глину. Мять ее, держать… А играть на сцене хотелось. И получалось. С пятого класса занимался в детском театре. Помню, играл мальчишку, который находит волшебную палочку. Это была моя первая главная роль.
-А каким вы были ребенком?
-Очень громким. Меня всегда было на улице слышно. Что мальчишки делают, когда играют? Орут же.
-Стало быть, вы поете?
-Да. Мой любимый жанр – это нечто мягкое типа песен Ива Монтана и Шарля Азнавура. Когда я жил еще в Петербурге, выступал там с программой романсов. Но потом в моей жизни появилось кино, и я это дело задвинул.
-В Питере на сцене работали?
-Да, в Театре имени Комиссаржевской, потом в Театре «Причастие», позже – в Театре «Время». Затем у меня был период, когда я вообще не был артистом.
-И чем занимались?
-Например, трижды путешествовал по Европе автостопом.
-А почему автостопом?
-Да потому что это бесплатно. Попадал во всякие передряги, иногда не знал, где буду ночевать. Однажды я чуть не замерз. Как правило, автостопщики ловят машину на автозаправках. Но из-за некой недоговоренности с водителем (я ведь не знаю никаких языков, кроме русского), он высадил меня на съезде с автобана. А дело было зимой. И я проторчал там три часа, пока не поймал машину. Никто не останавливался, потому что человек, стоящий в таком месте, да еще и ночью, вообще-то выглядит странно.
-Странно путешествовать автостопом в зимнее время.
-А я поехал в Голландию на свадьбу к своему другу. И был единственным свидетелем и гостем со стороны жениха.
-Если бы в ваших руках вдруг, как в детстве на сцене театра, оказалась волшебная палочка, чтобы пожелали?
-Мир во всем мире!
-Нет, скажите настоящее желание, ваше собственное.
-Знаете, я давно пришел к мысли, что Бог очень мудро создал этот мир, и все должно идти так, как идет. И любое вмешательство в Божий промысел ни к чему хорошему не приводит. Поэтому, слава богу, что такой палочки нет и быть не может.
-Ваш Туманов – само благородство. А хотели бы сыграть злодея?
-А я и играл в сериалах «Талисман любви» и «Экстренный вызов». Представляете, за мою творческую биографию меня дважды убивали стрелой, да еще и в спину? Думаю, в каких-то прошлых жизнях нечто подобное со мной уже было.
-И что ощущаете, задумываясь о своих прошлых жизнях?
-Точно был Ближний Восток. Думаю, Персия. Уж больно часто чувствую себя в жизни шахом! (Смеется).
-Олег, вы часто улыбаетесь в отличие от своего героя.
-Вообще эта роль была… нет, не на внутреннее сопротивление, а скажем так, на выявление одной из моих сущностей, которая в обычной жизни проявляется не часто. У каждого человека есть некий потенциал, который он из себя не вынимает, потому что страшно. Эмоция для меня – не потенциал, я от природы эмоционален. Потенциал для меня, наоборот, волевая сдержанность, ее-то я в роли Туманова и достал.
Наталья ЮЖИНА
|